Improvisus.com.
 Мир Анжелы Ворос: музыка и литература

Главная
Поэзия
Проза
Музыка
Развлечения
Игры
Книжки
Изображения
Детям
Ссылки
Об авторе


ЯВОТ - ироническая фантастика, анекдоты, тесты, детский журнал и многое другое

Детский интернет-журнал «Санька - Бешеный кролик!»

UA.Ромчик. Дитячий інтернет-журнал
  

  

    Главная - Музыка - Словарь - Эта страница
Вся фонотека

Музыкальный словарь
Музыкальный словарь
 

А

Б

В

Г

Д

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я


Т

Табла - индийский парный барабан. Правый - большого размера - табла, левый, меньший - дагга. Табла - ритмический инструмент, используется в составе аккомпанирующего ансамбля.
Табулатура (от лат. tabula - доска) - 1. Система записи музыки при помощи букв или цифр, применявшаяся в XV-XVII вв. 2. Правила, устанавливающие формы (рифмы, тесситуру мелодии, мелизмы и т. д.) и содержание музыкально-поэтического творчества мейстерзингеров (см.).
Тавляк - таджикский и узбекский ударный инструмент, род литавры с керамическим корпусом. Применяется в ансамблях и для сопровождения танцев.
Такт (от лат. tactus - прикосновение, касание) - единица метра. Такты бывают простые (двух- и трехдольные) и сложные (из двух и более метрических групп). Размер такта указывается на нотном стане в начале произведения, а при смене метра - перед новым тактом. Такт начинается с главной, наиболее акцентированной доли; границы такта фиксируются в записи при помощи тактовой черты.
Тактовая черта - вертикальная линия, пересекающая нотный стан и отделяющая один такт от другого.
Тактирование - обозначение каждой доли такта движениями (взмахом руки, хлопками ладоней, ударами и т. д.).
Тактовый акцент - акцент, приходящийся на первую долю такта.
Тактовый размер - см. Размер.
Тала - принцип метроритмической организации в индийской классической музыке, основанный на повторении ритмического цикла (аварта). В композициях обеих традиций индийской музыки наличие тала так же обязательно, как и рага.
Тальянка (искаженное "итальянка") - один из видов однорядной русской гармони.
Тамбурин (ит. tamburino - барабанчик) - 1. Бубен. 2. Европейский народный ударный инструмент провансальского происхождения (Франция), имеющий вид продолговатого барабана. 2. Старинный французский танец, исполнявшийся в сопровождении флейты и тамбурина (2). Размер 2/2 или 2/4. Темп быстрый, живой.
Тамбурмажор (от фр. tambour - барабан и major - старший) - главный барабанщик, позднее руководитель военного оркестра на марше.
Тамтам (ит. tam-tam) ударный инструмент из семейства идиофонов, разновидность гонга. Имеет вид выпуклого диска большого размера, подвешенного к стойке или раме. Мощный, звенящий, нарастающий после удара колотушки звук, не имеющий точно определенной высоты. Применяется в симфоническом оркестре.
Тамур - дагестанский струнный щипковый инструмент с длинным совкообразным корпусом, пятью-шестью ладами и двумя струнами. Используется для аккомпанемента пению девушек.
Танбур- струнный щипковый инструмент, род лютни. Существуют разновидности танбура в зависимости от количества струн: дутар - 2-струнный, ситар - 3-струнный, чартар - 4-струнный, панжтар - 5-струн-ный, шаштар - 6-струнный. Используется при исполнении макамов, макомов, мукамов, как аккомпанирующий инструмент, а также в ансамбле и оркестре народных инструментов.
Танго (исп. tango) - бальный или эстрадный танец кубинского происхождения. Размер 2/4, темп - умеренный. Существуют андалусийское, креольское и аргентинское танго, получившее широкое распространение.
Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и выразительных поз человеческого тела, исполняемых в четком ритме. В танце отражается эмоционально-образное содержание музыкальных произведений. Танец - одно из ярких проявлений народного творчества, отражающее традиции, хореографический язык, пластическую выразительность и соотношение с музыкой каждого народа. Танцы делятся на сценические, культовые и бытовые.
Танцевальная музыка - музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Для танцевальной музыки характерны четкий ритмический рисунок, и специфический для каждого танца темп, обусловленные ритмом, темпом и характером танцевальные движения.
Танцевальность - понятие, предложенное Д. Б. Кабалевским для обозначения совокупности характерных признаков танца в программе "Музыка".
Тапёр - 1. Музыкант, играющий за плату на танцевальных вечерах и балах, на занятиях по танцам, гимнастике и т. д. 2. Пианист-иллюстратор, сопровождавший немые фильмы. 3. В переносном смысле - механично играющий пианист.
Тар - 1. Закавказский и иранский струнный щипковый инструмент. Используется для виртуозной сольной игры, а также в ансамблях и оркестрах народных инструментов. 2. Арабский круглый бубен.
Тарантелла (ит. tarantella) - итальянский народный танец, исполняемый в быстром, стремительном темпе. Размер 6/8 или 3/8 с характерным непрерывным движением триолями. В классической музыке тарантелла приобрела характер виртуозного произведения.
Тараф (рум. taraf) - румынский или молдавский народный оркестр, в состав которого входят скрипка, кобза, цимбалы, бубен, виолончель.
Тарелки - ударный музыкальный инструмент из семейства идиофонов, состоящий из двух металлических дисков особой формы. Звук тарелок резкий, звенящий, без определенной высоты, извлекают, ударяя одну тарелку о другую, а также палочкой от малого барабана, колотушкой от литавр, щеточками и т. д. Партия тарелок записывается в партитуре на нитке.
Тарогато - венгерские народные инструменты: 1. Деревянный духовой инструмент, род зурны. 2. Инструмент типа кларнета с коническим каналом, что сближает его с семейством саксофонов.
Твист (англ. twist - кручение) - танец группы рок-н-ролла. Размер 4/4, четные доли акцентированы, исполняется в быстром темпе.
Творчество музыкальное - создание качественно нового (произведения, исполнения, исследования) в любой области музыкального искусства, отражающего в образно-неповторимой форме существенные черты действительности.
Театральная музыка - вокальная и инструментальная музыка к театральным спектаклям. Задача театральной музыки - усилить эмоционально-художественное воздействие спектакля на зрителей.
Те деум (лат. Те Deum - тебе бога...) - католический гимн VI в.; позднее - торжественное произведение типа кантаты на религиозный текст для солистов, хора и оркестра. Классические образцы Те Deum созданы Г. Генделем, Г. Берлиозом, А. Брукнером и др.
Тема (гр. thema - предмет повествования) - музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения или его части. Тема служит материалом для дальнейшей разработки и развития. Крупные формы (симфония, соната и т. д.) содержат несколько тем, что вызвано необходимостью сопоставления и развития нескольких музыкальных образов.
Тематическая разработка - развитие темы или ее элементов различными композиционными приемами.
Тембр (фр. timbre) - окраска звука, позволяющая различать звуки одной высоты в исполнении различных голосов или инструментов. Тембр зависит от формы колебаний источника звука и определяется количеством и интенсивностью гармоник (обертонов). Тембр певческого голоса зависит от присутствия в нем соответствующих формант (см.), а также вибрато (см). В определенной степени на тембр влияет материал вибратора, способ звукоизвлечения, форма резонаторов, а также среда, в которой возникает и распространяется звук.
Темир-комуз - киргизский народный щипковый язычковый инструмент, род варгана. Широко распространён среди детей и подростков.
Темп (от лат. tempus - время) - скорость развертывания музыкальной ткани произведения в процессе исполнения или представления, определяемая числом проходящих в единицу времени метрических долей. Точный темп определяется при помощи метронома. Основной темп произведения определяется специальными терминами.
Основные темпы (в порядке возрастания): ларго, ленто, адажио (медленные), анданте, модерато (умеренные), аллегро, виваче (виво), престо (быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, аллегро - буквально «весело»); некоторые сохранили подобный смысл (например, ларго - «широко»).
Эти термины применяются и с дополнительными словами, усиливающими или ослабляющими значение основного слова (например, мольто - «очень», ма нон тропло - «но не слишком»).
Иногда композитор обозначает темп и на другом языке (своём родном) - немецком, французском, русском и др. В ряде случаев темп указывается косвенно, ссылкой на жанр, связанный с определённой скоростью движения (например, «в темпе марша», «в темпе вальса»). Обозначение темпа может служить и названием целой пьесы, выдержанной в данном темпе (адажио, аллегро и др.).
Словесные обозначения темпа приблизительные; разные исполнители в соответствии со своим пониманием произведения и особенностями своей психики исполняют ту же пьесу в нескольких различающихся темпах.
Метроном позволяет вполне точно указывать темп. Однако даже метрономические указания, исходящие от самого композитора, представляют лишь ориентир для исполнителя, который может в некоторых пределах отклоняться от них.
Хотя в каждой музыкальной пьесе обычно главенствует какой-либо один темп, он выдерживается «в среднем», тогда как в отдельных фразах в соответствии с логикой их развития слегка ускоряется или замедляется (см. Агогика).
Нередко встречаются и более значительные ускорения и замедления темпа, предписываемые композитором; для их обозначения существуют особые термины: аччелерандо, стринжендо, пиу моссо (ускорение), раллентандо, ритенуто, мено моссо (замедление); возвращение к первоначальному темпу обозначается словами темпе примо.
Различия в темпе и характере движения наряду с другими факторами определяют контраст между частями циклических музыкальных произведений (симфонии, сонаты, сюиты и др.).
Темперация (от лат. temperatio - соразмерность) - выравнивание высотного соотношения ступеней звуковой системы. Равномерная темперация - деление октавы на 12 одинаковых отрезков (полутонов). Равномерно-темперированный строй отличается от натурального тем, что все составляющие его полутоны равны между собой.
Темпл-блок - ударный деревянный инструмент корейского происхождения с определенной высотой звука. Используется в наборе из нескольких инструментов (чаще пяти), лежащих на горизонтальном держателе.
Темпо рубато (ит. tempo rubato - украденный темп) - свободное в ритмическом отношении музыкальное исполнение, отклоняющееся от равномерного темпа ради эмоциональной выразительности.
Тенор (ит. tenore, от лат. tenere- держать, направлять) - 1. Высокий мужской голос. Диапазон: от с до с2. Ноты записываются в скрипичном ключе на октаву выше реального звучания. 2. Духовой музыкальный инструмент (используется только в духовом оркестре). 3. Основная партия средневекового контрапунктического сочинения, излагающая главную мелодию (см. Кантус фирмус).
Тенор-альтино - самый высокий мужской голос. Диапазон: от с до е2. Для тенора-альтино написана партия Звездочета в опере "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова.
Теноровый ключ - ключ из группы до, показывающий, что нота до первой октавы (с1) находится на четвертой линейке нотного стана (см. Ключ).
Теорба - струнный щипковый инструмент, басовая разновидность лютни с двумя шейками. Теорба известна с XVI в. Была распространена в Италии, Англии, но к середине XVIII в. вышла из употребления.
Терцдецима (от лат. tertia decima - тринадцатая) - 1. Один из составных интервалов, охватывающий 13 ступеней. Обозначается цифрой 13. Терцдециму можно рассматривать как сексту через октаву. Малая терцдецима содержит 10 тонов; большая терцдецима - 101/2 тонов. 2. Тринадцатая ступень от заданной.
Терцет (от лат. tertius - третий) - 1. Ансамбль из трех исполнителей, как правило, вокальный. 2. Произведение для трех исполнителей с отдельной партией у каждого.
Терция (лат. tertia - третья) - 1. Один из основных интервалов, охватывающий три ступени. Обозначается цифрой 3. Большая терция содержит 2 тона; малая терция - l1/2 тона; уменьшенная терция - 1 тон; увеличенная терция - 21/2 тона. 2. Третья ступень от заданной. 3. То же, что терцовый тон.
Терцквартаккорд - второе обращение септаккорда (см. Септаккорд), при котором квинтовый тон находится внизу (бас). Состоит из терции, кварты и сексты, считая от нижнего голоса. Обозначается 4/3 или 3/4.
Терцовый тон - звук, который в тесном расположении аккорда терцового строения является вторым снизу, иначе - терция аккорда. Обозначается цифрой 3 (см. Аккорд).
Тесное расположение - такое расположение четырехголосного аккорда, при котором интервал между первым и третьим голосами не превышает октавы (расстояние между третьим голосом и басом не принимается во внимание) (см. Широкое расположение).

Тесситура (ит. tessitura, буквально - ткань) - высотное положение звуков музыкального произведения по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Различают среднюю, наиболее удобную для исполнения, высокую и низкую тесситуру. Соответствие тесситуры возможностям певческого голоса или музыкального инструмента является необходимым условием полноценного художественного исполнения.
Тетрахорд (от гр. tetra - четыре и chorde - струна) - четырехступенный отрезок звукоряда. I, II, III, IV ступени - нижний тетрахорд; V, VI, VII, VIII ступени - верхний тетрахорд.
Тилинка, телинка - молдавский, румынский и украинский народный духовой инструмент, открытая трубка без игровых отверстий. Распространён в деревенском быту.
Тимбалес (ит. timbales cubani) - ударный инструмент из семейства мембранофонов. Тимбалес - оригинальные кубинские медные барабанчики, соединенные небольшой перекладинкой. Играют деревянными палочками. Тимбалес широко используются в эстрадных оркестрах.
Тимпан (от лат. tympanum - барабан) - 1. Древний ударный инструмент, род небольших литавр. 2. Род медных тарелок (библейское - кимвалы). 3. Французское и итальянское название цимбал.
Тимплипито (ит. timplipito) - старинный восточный ударный инструмент из семейства мембранофонов, состоящий из двух глиняных горшочков с отверстиями в дне, обтянутых козьей шкурой или бычьим пузырем. Звук извлекают деревянными палочками с шариками на концах. Тимплипито иногда используется в симфоническом оркестре.
Тирата (ит. tirata - вытягивание) - украшение в виде гаммаобразного восходящего или нисходящего пассажа между двумя выдержанными звуками по образцу диминуции или форшлага из нескольких звуков.
Тирольен -1. Оживленная трехдольная песня-танец, родственная лендлеру и вальсу. Исполняется в манере йодль. 2. Название балетных номеров и пьес, имитирующих танцы альпийских горцев.
Токката (ит. toccata, от toccare - касаться, трогать) - виртуозная инструментальная пьеса для фортепиано или органа, написанная в четком, быстром темпе звуками одинаковой краткой длительности, исполняемыми нон легато. В XVI-XVIII вв. токката - пьеса в свободной импровизационной форме, близкая к прелюдии или фантазии (напр., органные токкаты И. С. Баха). Основным признаком поздней токкаты (Р. Шуман, М. Равель, С. Прокофьев) является равномерное ритмическое движение с преобладанием ударной аккордовой техники.
Толгау - один из видов творчества казахских акынов. Содержание толгау связано с историческими событиями, радостями и страданиями человека. Толгау встречаются и в народной инструментальной музыке (кюях).
Тон (от гр. tonos - ударение) - 1. Звук, имеющий определенную высоту. 2. Часть спектра звука, образованная колебательными движениями: частичный, аликвотный, синусоидальный тон, обертон, унтертон. 3. Интервал - мера определения высотных соотношений. 4. Ступень звукоряда, гаммы, лада. 5. В системе церковных ладов - обозначение лада. 6. Мелодия-модель для распевания на разные тексты у мейстерзингеров. 7. Субъективное выражение общего впечатления от звучания, звуковысотная интонация, качество голоса, звука и т. д.
Тонадилья (от исп. tonada - песня) - испанская музыкальная комедия XVIII - XIX вв., исполнявшаяся в антракте между актами комической оперы.
Тональная модуляция - см. Модуляция.
Тональность - звуковысотное положение лада. Название тональности определяется названиями тоники и лада (напр., до мажор, ля минор и т. д.).
Тоника (ит. tonica, от гр. tonos - ударение) - 1. Главный (основной) устойчивый звук мажоро-минорной системы лада, к которому тяготеют все остальные звуки в пределах октавы, вызывая ощущение законченности мелодии. 2. Основной аккорд в мажоре или миноре, построенный на 1-й ступени лада.
Тоновая величина - см. Качественная величина интервала.
Тонус певческий (лат. tonus - напряжение) - активное состояние певческого аппарата, уровень его готовности к певческому процессу.
Топшур, топшугур - алтайский народный струнный щипковый инструмент, род двухструнной лютни. Используется как аккомпанирующий инструмент.
Торбан - украинский и польский струнный щипковый инструмент, разновидность басовой лютни - теорбы. На торбане исполняли инструментальную музыку, аккомпанировали песням и танцам.
Торупилль - род эстонской волынки с 3-я или 5-ю трубками. Был распространен в XVI-XIX вв. как сольный и ансамблевый инструмент.
Точка - 1. Знак увеличения длительности ноты или паузы в полтора раза (помещается справа после ноты или паузы). 2. Знак исполнения ноты стаккато (помещается над или под нотой).
Травести (фр. travesti, travestir - переодевать) - актриса, исполняющая роли юношей и подростков (Ваня в опере "Иван Сусанин" М. Глинки, Зибель в опере "Фауст" Ш. Гуно).
Транскрипция (лат. transcriptio - переписывание) - 1. Переложение музыкального произведения, его аранжировка (см.) 2. Свободная обработка произведения в виртуозном стиле то же, что фантазия или парафраза (см.).
Транспозиция, транспонирование (от лат. transponere - переставлять) - перенесение музыкального произведения из одной тональности в другую тональность того же наклонения без всякого изменения.
Транспонирующие инструменты - музыкальные инструменты, реальное звучание которых по высоте отличается от нотации на определенный интервал вверх или вниз. К транспонирующим инструментам относятся амбушюрные духовые инструменты, деревянные духовые, а также те, которые звучат октавой выше или ниже нотации. Благодаря транспонирующей нотации исполнитель может легко переходить с одного инструмента на другой того же семейства, не меняя аппликатуры и техники звукоизвлечения. Использование транспонирующих инструментов способствует упрощению нотной записи.
Траурный марш - см. Похоронный марш.
Трезвучие - основной вид аккорда, который образуется из трех звуков, расположенных по терциям и называемых основным, терцовым и квинтовым тонами. В зависимости от составляющих интервалов трезвучие бывает большим (б. 3 + м. 3), малым (м. 3 + б. 3), уменьшенным (м. 3 + м. 3) и увеличенным (б. 3 + б. 3). Большое трезвучие называется мажорным, малое трезвучие - минорным. Трезвучие с основным тоном (тоникой) в басу называется основным видом трезвучия, с терцовым тоном в басу - секстаккордом, с квинтовым тоном в басу - квартсекстаккордом.
Трель (от ит. trillare - дребезжать) - вид мелизма, быстрое многократное чередование двух смежных звуков звукоряда. В некоторых вокальных произведениях встречается большая трель, состоящая из двух звуков звукоряда, расстояние между которыми может быть больше целого тона. Трель обозначается знаками , или , проставляемыми над нотой, на которую исполняется трель.

Трембита - украинский народный духовой инструмент типа деревянной трубы, доходящей по длине до трех метров, с чрезвычайно сильным звуком. Распространён в Западной Украине, на Закарпатье и в Прикарпатье. При помощи трембиты жители этих горных районов подают сигналы на большие расстояния.
Тремоло (ит. tremolo - дрожащий) - 1. Быстрое многократное повторение одного звука на домре, скрипке, литаврах и др. инструментах. 2. Быстрое многократное чередование двух несмежных звуков или аккордов.
Трепак (от старорусского тропать - топать ногами) - старинный русский танец. Музыкальный размер 2/4. Темп живой, веселый, задорный.
Третья октава - часть музыкального звукоряда. Звуки третьей октавы обозначаются: а) в скрипичном ключе от ноты до на второй добавочной линейке сверху до ноты си на пятой добавочной линейке сверху; б) латинскими строчными буквами с цифрой 3 справа вверху (с3, d3, e3, f3, g3, a3, h3); в) слоговыми названиями со строчной буквы с цифрой 3 справа вверху (до3, ре3, ми3, фа3, соль3, ля3, си3).
Треугольник - ударный музыкальный инструмент из семейства идиофонов, имеющий вид выгнутого из стального прута незамкнутого треугольника. Звук - нежный и звонкий - извлекают при помощи ударов металлического стержня. Используется в симфоническом оркестре. Партия треугольника записывается в партитуре на нитке под партией литавр.
Трехчастная форма - тип композиционной структуры в европейской профессиональной музыке, предполагающий не только наличие трех основных разделов произведения, но и условия соотношения этих разделов и их структуры. Так, в трёхчастной форме второй раздел должен контрастировать с первым, а третий - повторять первый.
Трецца - итальянский подвижный трехдольный танец, близкий куранте и гальярде. Исполняется группой танцоров.
Трещотка - русский народный ударный инструмент, состоящий из деревянных пластинок, нанизанных на ремешок или веревку. Звук извлекают потряхиванием. Используется в оркестре народных инструментов.
Тридентский кодекс - собрание полифонической музыки XV в., состоящее из 7-4-х томов и включающее около 1500 композиций французских, немецких, итальянских, английских авторов в рукописных копиях И. Визера.
Тридцать вторая нота - нота, по длительности в тридцать два раза короче целой. Обозначается затушеванным овалом со штилем и тремя флажками (хвостиками). В случае объединения двух и более нот 32-й длительности, флажки можно заменять ребрами.
Тридцать вторая пауза - пауза, по длительности равная тридцать второй ноте.
Тримитас, даудите, триубас - литовский народный духовой инструмент, род деревянной трубы с длинным стволом и большим коническим раструбом. Известен с XII в., в настоящее время используется в оркестрах народной музыки.
Трио (ит. trio) - 1. Ансамбль, состоящий из трех исполнителей (в вокальной музыке - терцет). 2. Произведение, написанное для трех исполнителей с отдельной партией у каждого. 3. Средняя часть произведения трехчастной формы, написанная в четком ритме (марши, вальсы, менуэты, скерцо). Название трио возникло в XVII в., когда среднюю часть исполняли три инструмента в отличие от первой и третьей, исполнявшихся всем составом оркестра.
Трио-соната - музыкальное произведение для инструментального ансамбля (две скрипки, клавесин или орган); иногда вместо скрипок использовались флейты, гобои. Трио-соната была распространена в XVII- XVIII вв. Образцы трио-соната - у Г. Генделя, Г. Перселла, Ф. Куперена, Д. Букстехуде.
Триоль (от лат. tres - три) - особая ритмическая фигура из трех нот, по длительности равных двум нотам того же написания; обозначается цифрой 3.
Триптих (от гр. triptychos - сложенный втрое) - музыкальный цикл из трех пьес, объединенных одной идеей, темой или общим драматургическим замыслом.
Тритон (ит. tritono - состоящий из трех тонов) - 1. Увеличенная кварта; интервал, охватывающий четыре ступени и содержащий три тона. 2. Обращение увеличенной кварты - уменьшенная квинта; интервал, охватывающий пять ступеней и содержащий три тона. Неустойчивый, принадлежащий к числу диссонансов интервал, вызывающий острое ладовое тяготение.
Тритоновый лад, дважды лад (термин Б. Яворского) - симметричный лад, центральное соотношение которого образует тритон. Применяется в мелодической и аккордовой формах.
Трихорд (от гр. triy - три и chorde - струна) - диатонический звукоряд из трех ступеней в пределах терции или кварты.
Тромбон (ит. trombone) - медный духовой музыкальный инструмент. Чаще тромбон бывает с кулисой - выдвижной частью трубки для изменения длины ствола, что соответственно изменяет и высоту звука, т. н. цугтромбон, реже - с вентилями. Партия тромбона записывается в теноровом и альтовом ключах. Существует шесть разновидностей тромбона: сопрано (использовал только Р. Вагнер), альт, тенор, бас, тенор-бас (с кварт-вентилем) и контрабас.
Троп (от гр. tropos - поворот) - двенадцатитоновый комплекс, состоящий из двух взаимодополняющих шестизвучий, которые могут быть как звукорядами, так и аккордами. Порядок звуков в тропах может изменяться, а каждый троп может начинаться с любого звука хроматической гаммы. Общее количество тропов - 44. Троп положен в основу додекафонной техники И. Хауэра.
Тропарь (умен, от гр. tropos - троп) - жанр византийской, а позднее древнерусской гимнографии. Жанр тропарь подчинялся музыкально-ритмическим и смысловым образцам и сам становился моделью для других произведений. Позднее вошел в состав кондака. Русский тропарь- небольшое песнопение, образованное последованием поэтических и мелодических строк.
Тропотянка - украинский народный массовый танец. Музыкальный размер 2/4.
Тропы (от гр. tropos - поворот) - 1. В древнегреческой музыкальной теории - обозначение транспозиционной гаммы (тона).
2. В средневековой системе ладов - одно из наименований церковного лада. 3. Старинное название псалмовой дифференциации одной из мелодических формул тона. 4. В церковных песнопениях - вставки в канонизированный текст напевов псалмов или хоралов. 5. 12-тоновый комплекс из двух взаимодополняющих шестизвучий (см. Троп).
Трость - 1. Тонкая камышовая пластинка, служащая для извлечения звука на кларнете, саксофоне и других язычковых инструментах. 2. Деревянная часть, древко смычка.
Труба - медный духовой музыкальный инструмент. Диапазон: от е до с3. Звук трубы яркого, блестящего тембра. Используется во всех видах оркестров, кроме оркестра народных инструментов. Существуют труба-пикколо, труба-альт, труба-бас, египетская труба.
Трубадур, трувер (фр. troubadeur) - странствующий рыцарь - поэт и певец в средневековой Франции.
Трумшайт (нем. Trumme - труба и Scheit - полено) - старинный струнный смычковый инструмент с длинным (до 200 см) клиновидным дощатым корпусом. Трумшайт - инструмент бродячих музыкантов, применялся и как мореходный сигнальный инструмент, и для замены трубы при исполнении музыки в женских монастырях. В конце XVIII в. вышел из употребления.
Туба (ит. tuba) - 1. Медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по звучанию. Диапазон: от В2 до f1. Используется в симфоническом и духовом оркестрах, редко - соло. 2. Музыкальный инструмент древних римлян. Применялся в войсках и при религиозных обрядах. 3. В литургической речитации и псалмодии - многократно повторяющийся звук.
Тубафон (ит. tubafono) - ударный инструмент из семейства идиофонов, по конструкции похожий на ксилофон. Источником звука в тубафоне являются металлические трубочки, соединенные струнами. Звук - нежный, хрустальный - извлекают палочками. Диапазон: от е1 до с4. Используется в эстрадных оркестрах.
Ту бит - акцентирование инструментами ритмической группы 1-й и 3-й долей в регтайме и новоорлеанском стиле, 2-й и 4-й - в диксиленде и чикагском стиле джаза.
Тулумбас - украинский, русский, турецкий, иранский ударный инструмент, применявшийся для подачи воинских сигналов.
Турецкий барабан - см. Большой барабан.
Ту-степ (англ. two-step - два шага) - салонный танец, возникший в Северной Америке в начале XX в. Музыкальный размер 2/4.
Тутек, тутук, туллук, шви - армянская свистковая флейта с цилиндрическим стволом, 6-7-ю игровыми на лицевой и одним отверстием на тыльной стороне. Звукоряд диатонический. На тутеке играют главным образом пастухи и погонщики волов. Тутек входит в ансамбли народных инструментов.
Тутти (ит. tutti - все) - исполнение музыки полным составом оркестра, всем хором.
Туш (нем. Tusch) - небольшое музыкальное произведение фанфарного характера, предназначенное для исполнения при торжественных встречах, чествованиях, вручении наград, премий и т. д.
Туше (от фр. touscher - прикасаться) - характер касания (нажима, удара) к клавиатуре во время игры на клавишных инструментах. От туше зависит характер звучания инструмента. Туше - качество, носящее сугубо индивидуальный характер у каждого музыканта.
Тюйдук - туркменский народный инструмент трех видов 1. Гаргы-тюйдук продольная открытая флейта. Используется как сольный инструмент. 2. Дилли-тюйдук - язычковый инструмент. Распространен среди чабанов. 3. Гоша-дилли-тюйдук - парная разновидность дилли-тюйдука.



  

А

Б

В

Г

Д

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

Музыкальный словарь
Музыкальный словарь
 


  

    Главная - Музыка - Словарь - Эта страница
  

  

  
  
         
7 week pregnancy ultrasound Самодельные станки для заточки ножей рубанков Звёзды эстрады Отращиваем челку без нервных потрясений Швеция преуспевает в борьбе с трансмиссивными инфекциями, приводящими к бесплодию, хламидийной эпидемией Наушники Beats by dr. dre Mixr HD Цифровые конференц-системы и их разнообразие